Когда апостолы услышали о Петре, что он отречется, естественно, на них напало смущение. Господь утешает своих учеников, успокаивает смущение их сердец: если Петр отречется трижды, прежде чем пропоет петух, очевидно, всех их должны ожидать какие-то великие обстоятельства… Иисус, видя страх и смущение своих учеников, говорит: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте», и — тогда все ваши затруднения разрешатся, и смущение утешится чрез веру «в Бога и в Меня», «да не смущается сердце ваше».
«В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я.» Евангелие от Иоанна гл 14 (3)
Господь сказал Петру: «после ты пойдешь за Мною.» Чтобы прочие не подумали, что это обещание дано одному только Петру. Господь говорит, что и вас примет та же страна, которая примет Петра. Ибо много обителей «в доме Отца Моего», то есть под властью Отца. Под «домом» нужно понимать, вероятно, власть и начальство. Иисус дает понять, если же не было бы обителей, то пошел бы и приготовил бы их для вас, так что не должно смущаться в том и другом случае, готовы или не готовы обители для того были ,чтобы вы были там, «где Я».
«А куда Я иду, вы знаете и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есм путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.» Евангелие от Иоанна гл 14( 5,6)
Господь видит мысли человека. Но сам дает повод задать вопрос. Вы, говорит, знаете, куда Я иду, и путь знаете, и тем приводит учеников к вопросу. Фома говорит: «Господи! мы не знаем, куда Ты идешь. Как можем знать путь?» Фома говорит это от большого страха, а не от желания следовать за Господом, как Петр. Христос, желая показать, что следовать за Ним удобно, просто, приятно, объявляет, куда Он идет и какой держит путь: ОН идет к Отцу Небесному , а «путь» есть Сам Он — Христос. « Я есм путь, никто не приходит к Отцу, как только чрез меня.» Он не только путь, но «и истина»; и « жизнь» «Если и умрете,то смерть не воспрепятствует вам прийти к Отцу. Итак, бодрствуйте, ибо всякий «чрез Меня приходит к Отцу. И как в Моей власти приводить к Отцу, то вы, без сомнения, придете к Нему. Ибо прийти туда и невозможно иным путем, как только через Меня.» «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). У Отца и Сына равна сила, ибо и действие едино.
«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его, и видели Его.» Евангелие от Иоанна гл 14 ( 7)
Это значит, если вы признаете Иисуса Христа Господом и Учителем, то, без сомнения, насколько для вас достижимо, получите познание достаточное и об Отце. Слова: «если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего», выражают такой смысл: «Я сказал вам, что вы знаете, куда Я иду, то есть к Отцу, и знаете Путь сей, то есть Меня, Господа».
Фома сказал Иисусу Христу: «не знаем, куда идешь» и т.д, не знаем и пути сего. Христос ответил Фоме: Я есмь Путь, и никто не приходит к Отцу иначе, как только чрез Меня. Итак, если вы познаете Христа , то познаете и Отца Небесного. « Видевший Меня, видел Отца Небесного…»
Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца: как же ты говоришь: покажи нам Отца? Евангелие от Иоанна 14 (8)
Филипп думал, что знает Христа, но не знает Отца, говорит: «покажи нам Отца, и довольно для нас». Поучая Филиппа, что Бога нельзя увидеть телесно, Христос говорит: «столько времени Я с вами, и ты еще не познал Меня, Филипп?» Для того, чтобы отвести Филиппа от земного помысла, от желания видеть Отца телесно Иисус говорит: : «видевший Меня видел Отца». Слова эти имеют такой смысл: «Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня ты уже видел Меня телесно, так как Я имею и тело, но ты не можешь видеть существо Отца.Ни Меня, ни Отца невозможно видеть телесно. Видевший Меня видел и Отца.» В словах: «видевший Меня» Христос указывает на Свое лицо, потом в словах: «видел Отца» — на другое Лицо. Если же бы Он и Отец это одно Лицо, то ничего такового Он не сказал бы, но на просьбу Филиппа — «покажи нам Отца», ответил бы, что у Меня нет Отца, но «Я есмь Отец и Сын». И было бы крайне неразумно слышать, как Сын говорит: «иду к Отцу Моему» и: «Я в Отце», и многое тому подобное, и не понимать, что иное Лицо Сына и иное Лицо Отца…
Господь упрекает этого ученика, что он столько времени следует за Ним, видел множество знамений и дела Его, но еще не познал Его, как Бога, чтобы чрез Него познать и Отца. Ныне же, говорит, из того, что ты желаешь видеть Отца телесно, открывается, что ты не веруешь ни тому, что Я — Бог, ни тому, что Он – Бог.
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Евангелие От Иоанна гл 14(10)
Сын в Отце… является в Его существе, и опять Отец в существе Сына. «слова, которые говорю Я, говорю не от Себя», то есть говорю так, как сказал бы Отец, так и «Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные. Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела — Божии, а Отец и Я — Бог: следовательно, дела — одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю».
«Верьте, что Я в Отце, и Отец во Мне», то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является «в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне: ибо дела – Божии.»
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Евангелие от Иоанна гл 14(14)
Христос, показывая, что Он может творить не одни только эти дела, но и другие, гораздо большие этих. Христос говорит: «Я могу творить дела и большие сих, но — что гораздо удивительнее — могу и другим дать власть творить дела, большие сих. Он и другим дает силу творить дела больше тех, которые Сам творил. Потому что ОН говорит: «если чего попросите во имя Мое», он показывает нам способ чудотворения: всякий может творить чудеса чрез прошение и молитву и призывания Его имени.
Христос сказал: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».
Итак, не падайте духом … молитесь… просите…. и получите…
Оставьте свой комментарий к статье "Евангелие от Иоанна, глава 14. Толкование."